Регламент Международного суда ООН

принятый 14 апреля 1978 года и

вступивший в силу 1 июля 1978 года

Преамбула

Суд,

учитывая главу ХIV Устава Организации Объединенных Наций,

учитывая приложенный к Уставу Статут Суда,

действуя во исполнение статьи 30 Статута,

принимает следующий Регламент.

Часть I: Суд

Раздел А. Судьи и асессоры

Подраздел I. Члены Суда

Статья 1

1. Членами Суда являются судьи, избранные в соответствии со статьями 2–15 Статута.

2. Для целей определенного дела Суд может также включить в состав судебного присутствия одно или несколько лиц, отобранных согласно статье 31 Статута для участия в присутствии в качестве судей ad hoc.

3. В настоящем Регламенте выражение «член Суда» означает любого выборного судью, а выражение «судья» означает и любого члена Суда, и любого судью ad hoc.

Статья 2

1. Срок полномочий членов Суда, избранных на проводимых раз в три года выборах, начинает исчисляться с шестого февраля того года, когда открываются вакансии, на которые они избираются.

2. Срок полномочий члена Суда, избранного взамен члена, срок полномочий которого еще не истек, начинает исчисляться с даты избрания.

Статья 3

1. При выполнении своих функций члены Суда имеют равный статус, независимо от возраста, давности избрания или продолжительности службы.

2. Кроме случаев, предусмотренных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, старшинство членов Суда определяется датой, с которой согласно статье 2 настоящего Регламента начался срок полномочий каждого из них.

3. Взаимное старшинство членов Суда, срок полномочий которых начался с одной и той же даты, определяется их возрастом.

4. Член Суда, переизбранный на новый срок, следующий непосредственно за предыдущим, сохраняет свое старшинство.

5. Председатель и Вице-председатель Суда во время пребывания на этих должностях имеют старшинство перед всеми остальными членами Суда.

6. Член Суда, который в силу предыдущих пунктов следует по старшинству сразу за Председателем и Вице-председателем, именуется в настоящем Регламенте «старшим судьей». Если этот член Суда недееспособен, то старшим судьей считается дееспособный член Суда, который следует по старшинству сразу за ним.

Статья 4

1. Заявление, которое каждый член Суда обязан сделать в соответствии со статьей 20 Статута, звучит следующим образом:

«Торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи достойно, неукоснительно, беспристрастно и добросовестно».

2. Это заявление делается в первом открытом судебном заседании, где присутствует член Суда. Такое заседание проводится как можно раньше после начала срока его полномочий, а в случае необходимости для этого проводится специальное заседание.

3. Переизбранный член Суда делает новое заявление лишь в том случае, если новый срок его полномочий не следует сразу за предыдущим.

Статья 5

1. Член Суда, решающий выйти в отставку, доводит свое решение до сведения Председателя, и отставка вступает в силу в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 13 Статута.

2. Если член Суда, решающий выйти из состава Суда в отставку, является Председателем, он доводит свое решение до сведения Суда, и отставка вступает в силу в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 13 Статута.

Статья 6

В любом случае, когда намечается применение статьи 18 Статута, Председатель или, если того требуют обстоятельства, Вице-председатель уведомляет об этом затрагиваемого члена Суда письменным сообщением, в котором указываются основания для этого шага и любые относящиеся к нему доказательства. Этот член получает затем возможность в закрытом заседании Суда, специально созываемом по данному поводу, сделать заявление, представить любые сведения или объяснения, которые он пожелает дать, и устно или письменно ответить на любые поставленные ему вопросы. В последующем закрытом заседании, где затрагиваемый член Суда не присутствует, происходит обсуждение ситуации, причем каждый член Суда высказывает свое мнение, а при поступлении соответствующего требования проводится голосование.

Подраздел 2. Судьи ad hoc

Статья 7

1. Судьи ad hoc, отобранные согласно статье 31 Статута для рассмотрения определенных дел, допускаются к участию в судебном присутствии на условиях и в порядке, предусмотренных в пункте 2 статьи 17, статьях 35, 36, 37, пункте 2 статьи 91 и пункте 3 статьи 102 настоящего Регламента.

2. В деле, по которому они заседают, они участвуют на условиях полного равенства с другими судьями в составе судебного присутствия.

3. Судьи ad hoc следуют по старшинству за членами Суда, а их взаимное старшинство определяется их возрастом.

Статья 8

1. Торжественное заявление, которое каждый судья ad hoc обязан сделать в соответствии со статьей 20 и пунктом 6 статьи 31 Статута, совпадает с тем, которое приводится в пункте 1 статьи 4 настоящего Регламента.

2. Это заявление делается в открытом судебном заседании по делу, в котором участвует судья ad hoc. Если дело рассматривается камерой Суда, заявление делается в том же порядке в этой камере.

3. Судьи ad hoc делают заявление в связи с любым делом, в котором они участвуют, даже если они уже делали его по предыдущему делу, но не делают нового заявления в связи с более поздним этапом одного и того же дела.

Подраздел 3. Асессоры

 Статья 9

1. Суд может либо по собственной инициативе, либо по ходатайству, заявленному не позднее закрытия письменного производства, распорядиться, в связи со спорным делом или просьбой о консультативном заключении, о назначении асессоров, которые будут заседать вместе с ним без права голоса.

2. Когда Суд отдает такое распоряжение, Председатель принимает меры к выяснению всех сведений, имеющих значение для отбора асессоров.

3. Назначение асессоров производится тайным голосованием по большинству голосов судей, образующих судебное присутствие по данному делу.

4. Такие же полномочия имеются у камер, предусмотренных статьями 26 и 29 Статута, и их председателей и могут осуществляться в том же порядке.

5. Прежде чем приступить к своим обязанностям, асессоры делают в открытом судебном заседании следующее заявление:

 «Торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности асессора достойно, беспристрастно и добросовестно и буду неукоснительно соблюдать все положения Статута и Регламента Суда».

Раздел В. Председательство

 Статья 10

1. Срок полномочий Председателя и Вице-председателя начинает исчисляться с даты, когда в соответствии со статьей 2 настоящего Регламента начинаются сроки полномочий членов Суда, избираемых на проводимых раз в три года выборах.

2. Выборы на председательскую и вице-председательскую должности проводятся в эту дату или вскоре после нее. Если прежний Председатель остается членом Суда, он продолжает выполнять свои функции, пока не состоятся выборы на председательскую должность.

Статья 11

1. Если на дату выборов на председательскую должность прежний Председатель остается членом Суда, выборы проводятся под его руководством. Если он перестал быть членом Суда или недееспособен, выборы проводятся под руководством члена Суда, выполняющего председательские функции в силу пункта 1 статьи 13 настоящего Регламента.

2. Выборы проводятся тайным голосованием, после того как председательствующий член Суда огласит число голосов, необходимое для избрания; выдвижение кандидатур не происходит. Член Суда, получивший голоса большинства членов, входящих в состав Суда на момент выборов, объявляется избранным и немедленно приступает к своим функциям.

3. Выборы Вице-председателя проводятся под руководством нового Председателя либо в том же, либо в следующем заседании. Положения пункта 2 настоящей статьи распространяются в равной степени и на эти выборы.

Статья 12

Председатель председательствует во всех заседаниях Суда; он осуществляет руководство работой Суда и надзор за его административным обеспечением.

Статья 13

1. В том случае, если председательская должность вакантна или если Председатель не в состоянии выполнять председательские функции, эти функции выполняет Вице-председатель, а за его неимением — старший судья.

2. Когда одно из положений Статута или настоящего Регламента воспрещает Председателю либо заседать, либо председательствовать по определенному делу, он продолжает выполнять председательские функции во всех отношениях, кроме как по данному делу.

3. Председатель принимает необходимые меры к тому, чтобы обеспечить непрерывное выполнение председательских функций в месте пребывания Суда. В случае своего отсутствия он может, насколько это совместимо со Статутом и настоящим Регламентом, распорядиться, чтобы эти функции выполнял Вице-председатель, а за его неимением — старший судья.

4. Если Председатель решает освободить председательскую должность, он доводит свое решение в письменном виде до сведения Суда через Вице-председателя, а за его неимением — через старшего судью. Если свою должность решает освободить Вице-председатель, он доводит свое решение до сведения Председателя.

Статья 14

Если председательская или вице-председательская должность становится вакантной до даты, когда действующий срок должен истечь согласно пункту 1 статьи 21 Статута и пункту 1 статьи 10 настоящего Регламента, Суд решает, заполнять ли эту вакансию на остаток срока.

Раздел С. Камеры

 Статья 15

1. Камера упрощенного судопроизводства, ежегодно образуемая согласно статье 29 Статута, состоит из пяти членов Суда, включая Председателя и Вице-председателя, которые входят туда по должности, и еще трех членов, которые избираются в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Регламента. Кроме того, два члена Суда ежегодно избираются туда в качестве заместителей.

2. Выборы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, проводятся каждый год как можно раньше после шестого февраля. Члены камеры приступают к своим функциям по избрании и продолжают их выполнять вплоть до следующих выборов; они могут быть переизбраны.

3. Если член камеры по какой бы то ни было причине не в состоянии заседать по какому-либо делу, его замещает для целей данного дела тот из двух заместителей, кто пользуется старшинством.

4. Если член камеры выходит в отставку либо по иной причине перестает быть ее членом, его место занимает тот из двух заместителей, кто пользуется старшинством; последний при этом приобретает полное членство в камере, и взамен его избирается новый заместитель. В ситуации, когда число вакансий превышает число имеющихся заместителей, проводятся как можно раньше выборы для заполнения вакансий, еще остающихся после приобретения заместителями полного членства, и для заполнения вакансий заместителей.

Статья 16

1. Когда Суд решает образовать одну или несколько камер, предусмотренных в пункте 1 статьи 26 Статута, он определяет конкретную категорию дел, для которой образуется каждая камера, число ее членов, предстоящую продолжительность их полномочий и дату, с которой они приступят к своим обязанностям.

2. Члены камеры избираются из числа членов Суда в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Регламента, причем учитываются любые специальные познания, квалификация или предыдущий опыт, которыми какие-либо члены Суда могут обладать применительно к категории дел, для разбора которой образуется камера.

3. Суд может распорядиться о роспуске камеры, не нанося при этом ущерба обязанности соответствующей камеры завершить любые дела, находящиеся в ее производстве.

Статья 17

1. В любой момент до закрытия письменного производства может быть подано ходатайство о предусмотренном в пункте 2 статьи 26 Статута образовании камеры для разбора отдельного дела. По поступлении ходатайства, заявленного одной стороной, Председатель выясняет, согласна ли другая сторона.

2. Когда стороны согласны, Председатель выясняет их мнения относительно состава камеры и делает Суду соответствующий доклад. Он также принимает меры, которые могут быть необходимы для соблюдения пункта 4 статьи 31 Статута.

3. Когда Суд определит с одобрения сторон число своих членов, из которых будет образована камера, он приступает к их избранию в соответствии с положениями пункта 1 статьи 18 настоящего Регламента. Тот же порядок соблюдается применительно к заполнению любых вакансий, могущих возникнуть в камере.

4. Члены образованной согласно настоящей статье камеры, которые были заменены в соответствии со статьей 13 Статута вследствие истечения срока их полномочий, продолжают заседать по делу на всех его этапах, независимо от стадии, которой оно достигло на тот момент.

Статья 18

1. Выборы во все камеры проводятся тайным голосованием. Избранными объявляются члены Суда, которые набрали наибольшее число голосов и получили при этом голоса большинства членов, входящих в состав Суда на момент выборов. При необходимости заполнить вакансии проводится несколько туров голосования, каждый из которых ограничивается числом остающихся открытыми вакансий.

2. Если при образовании камеры в ее составе оказываются Председатель или Вице-председатель Суда либо они оба, то председательствует в ней Председатель или, в зависимости от ситуации, Вице-председатель. В любом другом случае камера избирает своего председателя тайным голосованием по большинству голосов ее членов. Член Суда, который согласно настоящему пункту председательствует в камере на момент ее образования, сохраняет председательство до тех пор, пока остается ее членом.

3. Председатель камеры выполняет в отношении рассматриваемых этой камерой дел все функции, выполняемые Председателем Суда в отношении дел, находящихся в производстве Суда.

4. Если председатель камеры не в состоянии заседать или председательствовать, председательские функции переходят к дееспособному члену этой камеры, который пользуется старшинством.

Раздел D. Внутреннее функционирование Суда

 Статья 19

Внутренняя судебная практика Суда регулируется, с соблюдением положений Статута и настоящего Регламента, теми или иными резолюциями по данному предмету, принимаемыми Судом.

Статья 20

1. Кворум, оговоренный в пункте 3 статьи 25 Статута, распространяется на все заседания Суда.

2. Обязанность членов Суда быть во всякое время в распоряжении Суда, предусмотренная пунктом 3 статьи 23 Статута, предполагает присутствие во всех таких заседаниях, за исключением отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям, должным образом объясненным Председателю, который извещает Суд.

3. Судьи ad hoc равным образом обязаны быть в распоряжении Суда и присутствовать во всех заседаниях, проводимых по делу, в котором они участвуют. При подсчете кворума они не учитываются.

4. Суд устанавливает сроки и длительность судебных вакаций, а также время и условия предоставления отпусков, полагающихся отдельно взятым членам Суда согласно пункту 2 статьи 23 Статута, учитывая в обоих случаях состояние своего Общего списка и требования своей текущей работы.

5. С учетом тех же соображений Суд соблюдает праздничные дни, обычно отмечаемые в том месте, где он заседает.

6. В экстренном случае Председатель может созвать Суд в любое время.

Статья 21

1. Совещания Суда происходят в закрытом порядке и с соблюдением их тайны. При этом Суд может в любой момент распорядиться об огласке или разрешении на огласку любой части своих совещаний не по судебным вопросам.

2. Только судьи и (если они есть) асессоры принимают участие в совещаниях Суда по судебным вопросам. На них присутствуют Секретарь Суда или его заместитель и другие сотрудники Секретариата, которые могут потребоваться. Присутствие каких-либо иных лиц допускается не иначе как с разрешения Суда.

3. В протоколах совещаний Суда по судебным вопросам фиксируются лишь наименование или характер обсуждаемых тем или вопросов и результаты любого проводившегося голосования. В них не фиксируются какие-либо подробности обсуждений или высказывавшиеся мнения, однако при этом любой судья вправе потребовать, чтобы сделанное им заявление было занесено в протокол.

Часть II: Секретариат

 Статья 22

1. Суд избирает своего Секретаря тайным голосованием из числа кандидатов, предложенных членами Суда. Секретарь избирается на семилетний срок. Он может быть переизбран.

2. Председатель уведомляет членов Суда об открывшейся или предстоящей вакансии либо сразу же по возникновении вакансии, либо, если она откроется с истечением срока полномочий Секретаря, не менее чем за три месяца до его истечения. Председатель устанавливает дату закрытия списка кандидатов так, чтобы выделить достаточно времени на поступление выдвигаемых кандидатур и сведений о кандидатах.

3. При выдвижении кандидатур указываются соответствующие сведения о кандидате, и в частности сведения о его возрасте, гражданстве, нынешнем роде занятий, полученном высшем образовании, знании языков и любом предыдущем опыте работы в области права, дипломатии или деятельности международных организаций.

4. Избранным объявляется кандидат, получивший голоса большинства членов Суда, входящих в его состав на момент выборов.

Статья 23

Суд избирает заместителя Секретаря; на его выборы и срок его полномочий распространяются положения статьи 22 настоящего Регламента.

Статья 24

1. Перед тем как приступить к своим обязанностям, Секретарь делает в заседании Суда следующее заявление:

«Торжественно заявляю, что буду выполнять возлагаемые на меня обязанности Секретаря Международного Суда со всей преданностью, осмотрительностью и добросовестностью и буду неукоснительно соблюдать все положения Статута и Регламента Суда».

2. Перед тем как приступить к своим обязанностям, заместитель Секретаря делает в заседании Суда аналогичное заявление.

Статья 25

1. Сотрудники Секретариата назначаются Судом на основании предложений, представляемых Секретарем. При этом назначения на определенные Судом должности могут производиться Секретарем с одобрения Председателя.

2. Перед тем как приступить к своим обязанностям, каждый сотрудник делает Председателю в присутствии Секретаря следующее заявление:

«Торжественно заявляю, что буду выполнять возлагаемые на меня обязанности должностного лица Международного Суда со всей преданностью, осмотрительностью и добросовестностью и буду неукоснительно соблюдать все положения Статута и Регламента Суда».

Статья 26

1. При выполнении своих функций Секретарь:

a) служит регулярным проводником сообщений, поступающих Суду и исходящих от него, и в частности обеспечивает все сообщения и уведомления, а также препровождение документов, которые предписываются Статутом или настоящим Регламентом, и следит за тем, чтобы дату их отправления и получения можно было легко проверить;

b) ведет под надзором Председателя и в устанавливаемой Судом форме Общий список всех дел, регистрируемых и нумеруемых в том порядке, в каком в Секретариат поступают документы, которыми возбуждается дело, или просьбы о консультативном заключении;

c) обеспечивает хранение заявлений о признании юрисдикции Суда, которые сделаны не являющимися участниками Статута государствами в соответствии с какой-либо резолюцией, принятой Советом Безопасности на основании пункта 2 статьи 35 Статута, и препровождает их заверенные копии всем государствам — участникам Статута, другим государствам, сдавшим такие заявления, и Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;

d) препровождает сторонам копии всех состязательных бумаг и приложенных документов по их поступлении в Секретариат;

е) доводит до сведения правительства страны, в которой заседает Суд или камера, и любых других правительств, которые могут быть затронуты, необходимые сведения о лицах, которым на основании Статута и соответствующих соглашений полагаются в тот или иной момент привилегии, иммунитеты или льготы;

f) присутствует сам или в лице своего заместителя в заседаниях Суда и камер, а также отвечает за составление протоколов таких заседаний;

g) принимает меры к выполнению или проверке могущих потребоваться Суду письменных и устных переводов на официальные языки Суда;

h) подписывает все решения, консультативные заключения и постановления Суда, а также протоколы, упомянутые в подпункте «f»;

i) отвечает за печатание и опубликование решений, консультативных заключений и постановлений Суда, состязательных бумаг и заявлений, а также протоколов открытых судебных заседаний по делам, равно как и любых других документов, об опубликовании которых может распорядиться Суд;

j) отвечает за всю административную работу, и в частности за ведение счетов и управление финансами в соответствии с финансовыми процедурами Организации Объединенных Наций;

k) разбирается с запросами относительно Суда и его работы;

l) содействует поддержанию отношений Суда с другими органами Организации Объединенных Наций, специализированными учреждениями, а также международными инстанциями и конференциями, занимающимися кодификацией и прогрессивным развитием международного права;

m) следит за тем, чтобы информация о Суде и его деятельности поступала в распоряжение правительств, высших национальных судов, профессиональных и ученых обществ, юридических факультетов и школ права, а также средств массовой информации;

n) обеспечивает хранение печатей и штампов Суда, архива Суда и любых других архивов, которые могут быть вверены Суду.

2. Суд может в любой момент возложить на Секретаря дополнительные функции.

3. При исполнении своих функций Секретарь несет ответственность перед Судом.

Статья 27

1. Заместитель Секретаря помогает Секретарю, действует в качестве Секретаря в его отсутствие, а в случае, если эта должность становится вакантной, выполняет функции Секретаря, пока вакансия не будет заполнена.

2. Если и Секретарь, и заместитель Секретаря не в состоянии осуществлять обязанности Секретаря, Председатель назначает одно из должностных лиц Секретариата для исполнения этих обязанностей в течение срока, который может потребоваться. Если обе эти должности становятся вакантными одновременно, Председатель, проконсультировавшись с членами Суда, назначает одно из должностных лиц Секретариата для исполнения обязанностей Секретаря впредь до избрания нового Секретаря.

Статья 28

1. Секретариат состоит из Секретаря, заместителя Секретаря и других сотрудников, которые требуются Секретарю для действенного исполнения своих функций.

2. Суд устанавливает организацию Секретариата и с этой целью поручает Секретарю вносить предложения.

3. Секретарь составляет инструкции для Секретариата, утверждаемые Судом.

4. Сотрудники Секретариата подпадают под действие Положений о персонале, которые составляются Секретарем, насколько это возможно — в соответствии с Положениями и правилами о персонале Организации Объединенных Наций, и утверждаются Судом.

Статья 29

1. Секретарь может быть отрешен от должности лишь в том случае, если, по мнению двух третей членов Суда, он либо безвозвратно утратил способность выполнять свои функции, либо совершил серьезное нарушение своих обязанностей.

2. Прежде чем будет принято распоряжение в порядке применения настоящей статьи, Председатель уведомляет Секретаря о намечаемой мере письменным сообщением, в котором указываются основания для этого шага и любые относящиеся к нему доказательства. Он получает затем возможность в закрытом заседании Суда сделать заявление, представить любые сведения или объяснения, которые он пожелает дать, и устно или письменно ответить на любые поставленные ему вопросы.

3. Заместитель Секретаря может быть отрешен от должности только на тех же основаниях и в том же порядке.

Часть III: Производство по спорным вопросам

Раздел А . Сообщения Суду и консультации

Статья 30

Все сообщения, направляемые Суду в соответствии с настоящим Регламентом, адресуются Секретарю, если не указано иное. Любое ходатайство, заявляемое стороной, тоже адресуется Секретарю, если только оно не было заявлено в открытом судебном заседании в ходе устного производства.

Статья 31

По каждому представленному в Суд делу Председатель выясняет мнения сторон по процессуальным вопросам. Для этого он вызывает к себе представителей сторон как можно раньше после их назначения, а затем всякий раз, когда это необходимо.

Раздел В. Состав Суда по определенным делам

Статья 32

1. Если Председатель Суда является гражданином одной из сторон в деле, он не выполняет по этому делу председательских функций. То же правило распространяется на Вице-председателя или старшего судью, когда им поручается действовать в качестве Председателя.

2. Член Суда, который председательствует по делу в дату, когда Суд собирается для устного производства, продолжает председательствовать по данному делу вплоть до завершения текущего этапа дела, даже если за это время избирается новый Председатель или Вице-председатель. Если он становится недееспособным, председательствующий по этому делу определяется в соответствии со статьей 13 настоящего Регламента исходя из состава Суда на дату, когда Суд собрался для устного производства.

Статья 33

Кроме случаев, предусмотренных в статье 17 настоящего Регламента, члены Суда, которые были заменены в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Статута вследствие истечения срока их полномочий, исполняют возложенную на них этим пунктом обязанность, продолжая заседать вплоть до завершения любого этапа дела, по которому Суд собирается для устного производства до даты такой замены.

Статья 34

1. В случае какого-либо сомнения относительно применения пункта 2 статьи 17 Статута или в случае разногласия относительно применения статьи 24 Статута Председатель извещает тех членов Суда, которым предстоит определиться.

2. Если сторона желает привлечь внимание Суда к фактам, которые она считает способными иметь касательство к применению положений Статута, упомянутых в предыдущем пункте, и которые, по ее мнению, могут быть неизвестны Суду, она конфиденциально сообщает Председателю эти факты в письменном виде.

Статья 35

1. Если сторона собирается осуществить предоставляемое статьей 31 Статута право отобрать по своему делу судью ad hoc, она как можно раньше уведомляет Суд о своем намерении. Если в этот момент фамилия и гражданство отобранного судьи не указываются, сторона не позднее чем за два месяца до срока, установленного для подачи контрмеморандума, сообщает Суду фамилию и гражданство этого лица и представляет краткую биографическую справку. Судья ad hoc может и не состоять в гражданстве отобравшей его стороны.

2. Если сторона собирается воздержаться от отбора судьи ad hoc при условии, что от этого воздержится и другая сторона, она уведомляет об этом Суд, который извещает другую сторону. Если после этого другая сторона уведомляет о своем намерении произвести или же производит отбор судьи ad hoc, Председатель может продлить срок для стороны, которая ранее воздержалась от отбора судьи.

3. Копия любого уведомления об отборе судьи ad hoc направляется Секретарем другой стороне, и при этом ей предлагается представить в устанавливаемый Председателем срок замечания, которые она пожелает сделать. Если в названный срок эта сторона не высказывает возражений и если сам Суд таковых не усматривает, стороны извещаются об этом.

4. В случае какого-либо возражения или сомнения вопрос разрешается Судом, при необходимости — после заслушания сторон.

5. Судья ad hoc, который дал согласие на свое назначение, но оказывается не в состоянии заседать по делу, может быть заменен.

6. В том случае, когда обнаруживается, что причин для участия судьи ad hoc более не существует, он прекращает входить в состав судебного присутствия.

Статья 36

1. Если Суд находит, что две и более стороны имеют общий интерес и должны поэтому рассматриваться лишь как одна сторона, а в составе судебного присутствия не имеется ни одного члена Суда, состоящего в гражданстве любой из этих сторон, Суд устанавливает срок, в течение которого они могут вместе произвести отбор судьи ad hoc.

2. В случае если какая-либо из сторон, которые Суд счел имеющими общий интерес, ссылается на наличие у нее самостоятельного интереса или выдвигает любое другое возражение, этот вопрос разрешается Судом, при необходимости — после заслушания сторон.

Статья 37

1. Если член Суда, состоящий в гражданстве одной из сторон, является или становится неспособным заседать по делу на каком-либо его этапе, у данной стороны появляется в силу этого право произвести отбор судьи ad hoc в срок, устанавливаемый Судом или, если он не заседает, Председателем.

2. Стороны, имеющие общий интерес, рассматриваются как не имеющие в составе судебного присутствия судьи, состоящего в гражданстве одной из них, если член Суда, состоящий в гражданстве одной из них, является или становится неспособным заседать по делу на каком-либо его этапе.

3. Если член Суда, состоящий в гражданстве одной из сторон, вновь оказывается в состоянии заседать по делу не позднее закрытия письменного производства на этом его этапе, он возвращается в состав судебного присутствия по этому делу.

Раздел С. Производство в Суде

Подраздел 1. Возбуждение дела

Статья 38

1. Когда дело возбуждается в Суде заявлением, направляемым в порядке, оговоренном в пункте 1 статьи 40 Статута, в этом заявлении указываются подающая его сторона, государство, против которого обращено требование, и предмет спора.

2. В заявлении указываются, насколько это возможно, правовые основания, которыми аргументируется подсудность дела Суду; кроме того, в нем указывается точный характер требования и сжато излагаются факты и основания, которыми аргументируется требование.

3. Подлинник заявления подписывается либо представителем стороны, подающей заявление, либо дипломатическим агентом этой стороны в стране местопребывания Суда, либо иным лицом, должным образом уполномоченным. Если заявление скреплено подписью лица, не являющегося таким дипломатическим агентом, эта подпись должна быть удостоверена таким агентом или компетентной инстанцией министерства иностранных дел заявителя.

4. Секретарь немедленно препровождает ответчику заверенную копию заявления.

5. Когда государство-заявитель собирается аргументировать подсудность дела Суду согласием на нее государства, против которого обращено такое заявление, а это согласие еще не дано или не обозначено, то заявление препровождается этому государству. При этом оно не регистрируется в Общем списке и никакие процессуальные действия не осуществляются до тех пор, пока государство, против которого обращено такое заявление, не согласится на подсудность дела Суду.

Статья 39

1. Когда дело возбуждается в Суде нотификацией о специальном соглашении, подаваемой в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Статута, эта нотификация может быть подана либо совместно всеми сторонами, либо одной или несколькими из них. Если нотификация не является совместной, ее заверенная копия немедленно направляется Секретарем другой стороне.

2. В каждом случае нотификация сопровождается подлинником или заверенной копией специального соглашения. Кроме того, в нотификации указывается точный предмет спора и называются его стороны, если это уже не явствует из соглашения.

Статья 40

1. За исключением обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 статьи 38 настоящего Регламента, все действия, производимые от имени сторон после возбуждения дела, совершаются представителями. Представители располагают в месте пребывания Суда адресом для доставки всех касающихся этого дела сообщений, которые им посылаются. Сообщения, адресованные представителям сторон, рассматриваются как адресованные самим сторонам.

2. Когда дело возбуждается заявлением, в нем указывается фамилия представителя заявителя. По получении заверенной копии заявления или как можно раньше после этого ответчик сообщает Суду фамилию своего представителя.

3. Когда дело возбуждается нотификацией о специальном соглашении, сторона, подающая нотификацию, указывает фамилию своего представителя. По получении от Секретаря заверенной копии такой нотификации или как можно раньше после этого любая другая сторона специального соглашения сообщает Суду фамилию своего представителя, если она еще этого не сделала.

Статья 41

Возбуждение дела государством, которое не является участником Статута, но согласно пункту 2 его статьи 35 признало юрисдикцию Суда, сделав заявление в соответствии с какой-либо резолюцией, принятой Советом Безопасности на основании названной статьи, сопровождается сдачей указанного заявления, если оно не было сдано Секретарю ранее. Если возникает какой-либо вопрос о действительности или последствиях такого заявления, он разрешается Судом.

Статья 42

Секретарь Суда препровождает копии любого заявления или нотификации о специальном соглашении, которыми возбуждается дело в Суде: a) Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций; b) членам Организации Объединенных Наций; c) другим государствам, имеющим право доступа к Суду.

Статья 43

B случае возникновения вопроса о толковании конвенции, в которой, кроме заинтересованных в деле сторон, участвуют и другие государства по смыслу пункта 1 статьи 63 Статута, Суду надлежит рассмотреть, какие указания должны быть даны Cекретарю по данному вопросу.

Подраздел 2. Письменное судопроизводство

Статья 44

1. В свете сведений, полученных Председателем согласно статье 31 настоящего Регламента, Суд выносит необходимые постановления с целью определить, в частности, количество и очередность подачи состязательных бумаг, а также сроки, в которые они должны подаваться.

2. При вынесении постановления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, принимается во внимание любая договоренность между сторонами, которая не влечет неоправданной задержки.

3. По ходатайству затрагиваемой стороны Суд может продлить любой срок или распорядиться о том, чтобы любое действие, совершенное по истечении установленного для него срока, считалось действительным, если Суд удостоверяется в достаточной оправданности этого ходатайства. В любом случае другая сторона получает возможность изложить свои мнения.

4. Если Суд не заседает, его полномочия по настоящей статье осуществляются Председателем, однако при этом не предвосхищается любое последующее распоряжение Суда. Если в ходе консультаций, предусмотренных в статье 31, между сторонами обнаруживается стойкое разногласие относительно применения пункта 2 статьи 45 или пункта 2 статьи 46 настоящего Регламента, для разрешения данного вопроса созывается Суд.

Статья 45

1. Состязательные бумаги по делу, возбужденному заявлением, подаются в такой очередности: меморандум заявителя; контрмеморандум ответчика.

2. Суд может разрешить или предписать заявителю представить ответ, а ответчику — реплику на ответ, если стороны на это согласны либо если Суд решит по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон, что эти состязательные бумаги необходимы.

Статья 46

1. По делу, возбужденному нотификацией о специальном соглашении, количество и очередность состязательных бумаг регулируются положениями этого соглашения, если после выяснения мнений сторон Суд не распорядится об ином.

2. Если специальное соглашение не содержит подобных положений и если стороны не договорятся в последующем о количестве и очередности состязательных бумаг, каждая из сторон подает меморандум и контрмеморандум в одни и те же сроки. Суд не разрешает представлять ответы, если только не сочтет их необходимыми.

Статья 47

Суд может в любой момент распорядиться об объединении двух и более дел в одно производство. Он может также распорядиться о том, чтобы письменное или устное производство, включая вызов свидетелей, было общим, или же, не производя формального объединения, распорядиться об общих действиях в отношении любой из этих составляющих.

Статья 48

Сроки для совершения процессуальных действий могут устанавливаться в виде указания определенного промежутка времени, но всегда предусматривают точные даты. Такие сроки должны быть настолько сжатыми, насколько это позволяет характер дела.

Статья 49

1. Меморандум содержит изложение соответствующих фактов, правовую аргументацию и заявляемые позиции.

2. Контрмеморандум содержит: признание или опровержение фактов, изложенных в меморандуме; в случае необходимости — изложение дополнительных фактов; замечания по поводу правовой аргументации в меморандуме; ответную правовую аргументацию; заявляемые позиции.

3. Ответ и реплика на ответ, когда они разрешаются Судом, не сводятся к простому повторению выдвигаемых сторонами утверждений, а посвящаются вскрыванию вопросов, по которым между сторонами сохраняются разногласия.

4. В каждой состязательной бумаге излагаются, отдельно от приводимых доводов, позиции, заявляемые стороной на соответствующей стадии дела, либо подтверждаются ранее заявленные позиции.

Статья 50

1. К подлиннику каждой состязательной бумаги прилагаются заверенные копии любых соответствующих документов, привлекаемых в подкрепление утверждений, сформулированных в состязательной бумаге.

2. Если значение имеют лишь отдельные части документа, к состязательной бумаге необходимо приложить только те извлечения из него, которые нужны для ее целей. В Секретариат сдается копия всего документа целиком, кроме случаев, когда он опубликован и легкодоступен.

3. При подаче состязательной бумаги представляется опись всех приложенных к ней документов.

Статья 51

1. Если стороны согласны на ведение всего письменного производства на одном из двух официальных языков Суда, состязательные бумаги представляются только на этом языке. Если стороны на это не согласны, любая состязательная бумага или любая ее часть представляется на одном или другом официальном языке.

2. Если в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Статута применяется не французский или английский, а другой язык, к подлиннику каждой состязательной бумаги приобщается ее перевод на французский или английский язык, точность которого удостоверяется представляющей его стороной.

3. Когда документ, приложенный к состязательной бумаге, составлен не на одном из официальных языков Суда, он сопровождается переводом на один из этих языков, точность которого удостоверяется представляющей его стороной. Перевод может быть ограничен частью приложения или извлечениями из него, но в этом случае он должен сопровождаться пояснительной запиской с указанием переведенных мест. При этом Суд может потребовать, чтобы был представлен более обширный или же полный перевод.

Статья 52

1. Подлинник каждой состязательной бумаги подписывается представителем и подается в Секретариат. Он сопровождается заверенной копией этой бумаги, приложенных к ней документов и любых переводов, предназначенной для направления другой стороне в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Статута, а также таким количеством дополнительных экземпляров, которое затребует Секретариат, что не исключает возможности увеличения этого количества, если позднее в этом возникнет необходимость.

2. На всех состязательных бумагах должна быть проставлена дата. Когда бумага должна быть подана к определенной дате, фактической датой подачи бумаги Суд будет считать дату ее поступления в Секретариат.

3. Исправление погрешности или ошибки в любом поданном документе может быть произведено в любой момент с согласия другой стороны или с разрешения Председателя. О любом произведенном исправлении такого рода другая сторона уведомляется в том же порядке, какой предусмотрен для состязательной бумаги, к которой оно относится.

Статья 53

1. Суд или, если он не заседает, Председатель может, выяснив мнения сторон, в любой момент распорядиться о том, чтобы экземпляры состязательных бумаг и приложенных к ним документов были предоставлены государству, которое имеет право доступа к Суду и обратилось с просьбой о выделении ему их экземпляров.

2. Суд может, выяснив мнения сторон, распорядиться о том, чтобы при открытии или после открытия устного производства экземпляры состязательных бумаг и приложенных к ним документов стали доступны для публики.

Подраздел 3. Устное судопроизводство

Статья 54

1. С закрытием письменного производства дело готово к слушанию. Дата открытия устного производства устанавливается Судом, который, если возникает соответствующая ситуация, может также распорядиться отложить открытие или продолжение устного производства.

2. Устанавливая дату открытия устного производства или откладывая его открытие, Суд принимает во внимание приоритет, предписываемый статьей 74 настоящего Регламента, и любые другие особые обстоятельства, включая экстренность определенного дела.

3. Если Суд не заседает, его полномочия по настоящей статье осуществляются Председателем.

Статья 55

Если Суд сочтет это желательным, он может, руководствуясь пунктом 1 статьи 22 Статута, распорядиться о том, чтобы дальнейшее производство по делу было полностью или частично осуществлено вне места пребывания Суда. Прежде чем отдать такое распоряжение, он выясняет мнения сторон.

Статья 56

1. После закрытия письменного производства ни одна из сторон не может представлять Суду дальнейшие документы иначе как с согласия другой стороны или в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи. Сторона, желающая предъявить новый документ, подает его в подлиннике или в заверенной копии в количестве экземпляров, затребованном Секретариатом, который отвечает за его направление другой стороне и извещает Суд. Согласие другой стороны считается полученным, если она не заявляет возражения против предъявления документа.

2. При отсутствии согласия Суд, заслушав стороны, может разрешить предъявление документа, если сочтет его необходимым.

3. Если в соответствии с пунктом 1 или 2 настоящей статьи предъявляется новый документ, другая сторона получает возможность высказать замечания по нему и представить документы в подтверждение своих замечаний.

4. В ходе устного производства не могут делаться ссылки на содержание какого-либо документа, который не был предъявлен в соответствии со статьей 43 Статута или настоящей статьей, если только этот документ не составляет часть легкодоступной публикации.

5. Применение положений настоящей статьи само по себе не является основанием для того, чтобы задерживать открытие или ход устного производства.

Статья 57

Без ущерба для положений Регламента, касающихся предъявления документов, до открытия устного производства каждая сторона заблаговременно сообщает Секретарю информацию о любых доказательствах, которые она намеревается предъявить или получения которых она собирается запросить у Суда. Это сообщение содержит список свидетелей и экспертов, которых эта сторона намеревается вызвать, с перечислением их фамилий, имен, гражданства, занятий и местожительства и с указанием, в общих чертах, аспекта (аспектов), которому будут посвящены их показания. Представляется также копия этого сообщения, предназначенная для препровождения другой стороне.

Статья 58

1. Суд определяет, должны ли стороны приводить свои доводы до или после предъявления доказательств; при этом за сторонами сохраняется право высказывать замечания по предъявляемым доказательствам.

2. Очередность, в которой будут заслушиваться стороны, метод обращения с доказательствами и допрашивания любых свидетелей и экспертов, а также число поверенных и адвокатов, выступающих от имени каждой стороны, определяются Судом после того, как в соответствии со статьей 31 настоящего Регламента выяснены мнения сторон.

Статья 59

Слушание в Суде производится публично, если не последовало иного распоряжения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена. Такое распоряжение или требование может касаться всего слушания или его части и может последовать в любой момент.

Статья 60

1. Устные заявления, делаемые от имени каждой стороны, являются как можно более сжатыми, не выходя за пределы того, что требуется для надлежащего изложения утверждений этой стороны на слушании. Поэтому они посвящаются вопросам, по которым между сторонами сохраняются разногласия, и в них не допускается повторный разбор всего, что изложено в состязательных бумагах, или простое перечисление приводившихся там фактов и доводов.

2. По завершении последнего заявления, делаемого стороной на слушании, ее представитель оглашает окончательные позиции этой стороны, без суммирования доводов. Копия письменного изложения этих позиций, подписанная представителем, направляется Суду и препровождается другой стороне.

Статья 61

1. В любой момент до или в ходе слушания Суд может указать любые аспекты или проблемы, которые сторонам следовало бы, по его мнению, разобрать особо или которые, как он считает, уже обсуждены достаточно.

2. В ходе слушания Суд может задавать представителям, поверенным и адвокатам вопросы и запрашивать у них объяснения.

3. Аналогичное право задавать вопросы имеется у каждого судьи, но перед тем, как его осуществить, он ставит в известность о своем намерении Председателя, на которого статьей 45 Статута возложена ответственность за руководство слушанием.

4. Представители, поверенные и адвокаты могут отвечать либо немедленно, либо в установленный Председателем срок.

Статья 62

1. Суд может в любой момент предложить сторонам предъявить доказательства или дать объяснения, которые он считает необходимыми для уточнения какого-либо компонента исследуемых вопросов, либо может сам заняться получением иных сведений с этой целью.

2. В случае необходимости Суд может привлечь свидетеля или эксперта для дачи показаний по ходу разбирательства.

Статья 63

1. Стороны могут вызывать любых свидетелей или экспертов, которые значатся в списке, направленном Суду в соответствии со статьей 57 настоящего Регламента. Если в какой-либо момент в ходе слушания сторона пожелает вызвать свидетеля или эксперта, чья фамилия в этот список не включена, она извещает об этом Суд и другую сторону и представляет сведения, требуемые статьей 57. Вызов такого свидетеля или эксперта становится возможным в том случае, если другая сторона не высказывает возражений либо если Суд усматривает вероятность того, что его показания окажутся имеющими значение для дела.

2. Суд или, если он не заседает, Председатель принимает по ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе необходимые меры к допросу свидетелей не в самом Суде, а в другом месте.

Статья 64

За исключением случаев, когда ввиду особых обстоятельств Суд распоряжается об иной формулировке,

a) каждый свидетель, прежде чем дать какие-либо показания, делает следующее заявление:

 «Торжественно заявляю по чести и совести, что буду говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды»;

b) каждый эксперт, прежде чем выступить с каким-либо докладом, делает следующее заявление:

 «Торжественно заявляю по чести и совести, что буду говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды, и что в своем докладе я буду руководствоваться моим искренним убеждением».

Статья 65

Свидетели и эксперты допрашиваются представителями, поверенными или адвокатами сторон под руководством Председателя. Председатель и судьи могут задавать им вопросы. Перед дачей показаний свидетели находятся вне зала судебного заседания.

Статья 66

В любой момент Суд может либо по собственной инициативе, либо по ходатайству стороны распорядиться о выполнении им своих функций, касающихся получения доказательств, в месте или пункте, к которому относится дело, на условиях, определяемых Судом после выяснения мнений сторон. Необходимые меры принимаются в соответствии со статьей 44 Статута.

Статья 67

1. Если Суд считает необходимым организовать расследование или экспертизу, то после заслушания сторон он выносит на этот счет постановление, в котором определяется предмет расследования или экспертизы, указываются число и способ назначения лиц, производящих расследование, или экспертов и излагается предписываемая процедура. В подходящих случаях Суд предлагает лицам, назначаемым для производства расследования или экспертизы, сделать торжественное заявление.

2. Каждый отчет или протокол о производстве расследования и каждое экспертное заключение направляются сторонам, которые получают возможность высказать по ним замечания.

Статья 68

Свидетелям и экспертам, которые являются по вызову Суда согласно пункту 2 статьи 62, и лицам, назначенным согласно пункту 1 статьи 67 настоящего Регламента для производства расследования или экспертизы, выплачиваются в подходящих случаях суммы из средств Суда.

Статья 69

1. В любой момент до закрытия устного производства Суд может либо по собственной инициативе, либо по ходатайству одной из сторон, направленному в порядке, предусмотренном в статье 57 настоящего Регламента, запросить на основании статьи 34 Статута у публичной международной организации информацию, относящуюся к делу, находящемуся на его рассмотрении. Проконсультировавшись с главным административным должностным лицом соответствующей организации, Суд решает, в какой форме будет представляться эта информация: устной или письменной — и в какие сроки.

2. Когда публичная международная организация считает уместным по собственной инициативе представить Суду информацию, относящуюся к делу, находящемуся на его рассмотрении, она оформляет это меморандумом, подаваемым в Секретариат до закрытия письменного производства. За Судом сохраняется право затребовать, чтобы такая информация была дополнена либо устными, либо письменными ответами на вопросы, которые он сочтет уместным сформулировать, а также разрешить сторонам выступить либо с устными, либо с письменными замечаниями по представленной таким путем информации.

3. В обстоятельствах, предусмотренных пунктом 3 статьи 34 Статута, Секретарь по поручению Суда или, если он не заседает, Председателя действует в соответствии с предписаниями этого пункта. Суд или, если он не заседает, Председатель может, начиная с даты препровождения Секретарем копий актов письменного производства и после консультаций с главным административным должностным лицом соответствующей публичной международной организации, установить срок, в который эта организация может представить Суду свои письменные замечания. Эти замечания сообщаются сторонам и могут обсуждаться ими и представителем названной организации в ходе устного производства.

4. В предшествующих пунктах выражение «публичная международная организация» означает международную организацию государств.

Статья 70

1. При отсутствии со стороны Суда какого-либо распоряжения об ином все речи, заявления и показания, произносимые в ходе слушания на одном из официальных языков Суда, устно переводятся на другой официальный язык. Если они произносятся на любом другом языке, они устно переводятся на оба официальных языка Суда.

2. Всякий раз, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Статута применяется не французский или английский, а другой язык, необходимые шаги по организации устного перевода на один из двух официальных языков предпринимаются соответствующей стороной; при этом Секретарь принимает меры к проверке организуемого этой стороной устного перевода показаний, даваемых от ее имени. Устный перевод высказываний свидетелей или экспертов, являющихся в Суд по его вызову, организуется Секретариатом.

3. Сторона, от имени которой будут произноситься речи, заявления или показания на языке, не являющемся одним из официальных языков Суда, уведомляет об этом Секретаря за такой срок, чтобы он успел принять необходимые меры.

4. Прежде чем впервые приступить к устному переводу по делу, устные переводчики, предоставленные стороной, делают в открытом судебном заседании следующее заявление:

 «Торжественно заявляю по чести и совести, что мой перевод будет достоверным и полным».

Статья 71

1. Секретарем составляется о каждом слушании стенографический отчет на официальном языке Суда, который там применялся. Когда применявшийся язык не является одним из двух официальных языков Суда, этот отчет составляется на одном из официальных языков Суда.

2. Когда речи или заявления произносятся на языке, не являющемся одним из официальных языков Суда, сторона, от имени которой они произносятся, заранее снабжает Секретариат их текстом на одном из официальных языков, и этот текст становится соответствующей частью стенографического отчета.

3. Расшифровке стенографического отчета предшествуют фамилии присутствовавших судей, а также фамилии представителей, поверенных и адвокатов сторон.

4. Копии этой расшифровки рассылаются судьям, заседающим по делу, и сторонам. Последние могут под контролем Суда внести исправления в расшифровку речей и заявлений, произнесенных от их имени, однако такие исправления ни в коем случае не могут влиять на их смысл и значение. Судьи тоже могут внести исправления в расшифровку любых своих высказываний.

5. Свидетели и эксперты ознакомляются с той частью расшифровки, которая относится к произнесенным ими показаниям или докладам, и они могут внести в нее исправления в том же порядке, что и стороны.

6. Один заверенный подлинный экземпляр итоговой расшифровки с внесенными исправлениями, подписанный Председателем и Секретарем, становится для целей статьи 47 Статута аутентичным протоколом судебного заседания. Протоколы открытых слушаний печатаются и публикуются Судом.

Статья 72

Любой письменный ответ стороны на вопрос, заданный согласно статье 61, либо любые доказательства или объяснения, представляемые стороной согласно статье 62 настоящего Регламента, если они поступают Суду после закрытия устного производства, сообщаются другой стороне, которая получает возможность высказать по ним замечания. Если необходимо, то для этой цели может быть вновь открыто устное производство.

Раздел D. Сопутствующие процессуальные вопросы

Подраздел 1. Временные обеспечительные меры

Статья 73

1. В любой момент в ходе производства по делу сторона может обратиться с письменной просьбой об указании временных мер в связи с этим делом.

2. В просьбе указываются ее мотивы, возможные последствия ее отклонения и испрашиваемые меры. Заверенная копия немедленно препровождается Секретарем другой стороне.

Статья 74

1. Просьба об указании временных мер пользуется приоритетом перед всеми другими делами.

2. Если в момент поступления просьбы Суд не заседает, он немедленно созывается для отдачи распоряжения относительно нее в экстренном порядке.

3. Суд или, если он не заседает, Председатель устанавливает дату слушания так, чтобы у сторон имелась возможность быть на нем представленными. Суд принимает и учитывает любые замечания, которые могут быть ему направлены до закрытия устного производства.

4. Пока не соберется Суд, Председатель может призвать стороны действовать таким образом, чтобы любое постановление, которое Суд может принять относительно просьбы о временных мерах, возымело надлежащее действие.

Статья 75

1. Суд может в любой момент решить исследовать по собственной инициативе вопрос о том, не требуют ли обстоятельства дела указания временных мер, которые подлежат принятию или соблюдению любой стороной или всеми сторонами.

2. При поступлении просьбы о временных мерах Суд может указать такие меры, которые полностью или частично отличаются от испрошенных, либо такие, которые подлежат принятию или соблюдению самóй стороной, обратившейся с просьбой.

3. Отклонение просьбы об указании временных мер не препятствует обратившейся с нею его стороне обратиться по тому же делу с новой просьбой, основанной на новых фактах.

Статья 76

1. По ходатайству стороны Суд может в любой момент до вынесения окончательного решения по делу отменить или изменить любое распоряжение относительно временных мер, если, по его мнению, некое изменение обстоятельств оправдывает такие отмену или изменение.

2. В любом подаваемом стороной заявлении, в котором предлагаются такие отмена или изменение, указывается изменение обстоятельств, рассматриваемое как имеющее значение для дела.

3. Прежде чем отдать какое-либо распоряжение согласно пункту 1 настоящей статьи, Суд дает сторонам возможность изложить свои замечания по данному поводу.

Статья 77

Любые меры, указываемые Судом согласно статьям 73 и 75 настоящего Регламента, и любое распоряжение, отдаваемое Судом согласно пункту 1 статьи 76 настоящего Регламента, немедленно сообщаются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, чтобы он довел их до сведения Совета Безопасности во исполнение пункта 2 статьи 41 Статута.

Статья 78

Суд может запросить у сторон сведения по любому вопросу, связанному с осуществлением каких-либо указанных Судом временных мер.

Подраздел 2. Предварительные возражения

Статья 79

1. Любое возражение ответчика против юрисдикции Суда или приемлемости заявления либо иное возражение, которое требуется разрешить прежде, чем будет продолжено рассмотрение дела по существу, заявляется в письменном виде как можно раньше, причем не позднее трех месяцев после сдачи меморандума. Любое такое возражение, заявленное стороной, не являющейся ответчиком, подается в срок, установленный для сдачи этой стороной первой состязательной бумаги.

2. Невзирая на пункт 1 настоящей статьи, вслед за представлением заявления и после того, как Председатель встретится и проконсультируется со сторонами, Суд может распорядиться о том, чтобы любые вопросы о юрисдикции и приемлемости были разрешены отдельно.

3. Когда Суд отдает такое распоряжение, стороны представляют любые состязательные бумаги, касающиеся юрисдикции и приемлемости, в установленные Судом сроки и в определенной им очередности, невзирая на пункт 1 статьи 45.

4. В предварительном возражении приводятся фактические и правовые основания, которыми возражение аргументируется, заявляемые позиции и опись подтверждающих документов; в нем упоминаются любые доказательства, которые сторона желает предъявить. Приобщаются копии подтверждающих документов.

5. По поступлении предварительного возражения в Секретариат рассмотрение дела по существу приостанавливается и Суд или, если он не заседает, Председатель устанавливает срок, в который другая сторона может представить письменное изложение своих замечаний и позиций; приобщаются подтверждающие документы, а также упоминаются доказательства, которые сторона собирается предъявить.

6. Если Суд не распоряжается об ином, дальнейшее производство является устным.

7. Изложение фактических и правовых оснований в состязательных бумагах, упомянутых в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, а также доклады и доказательства, предъявляемые на слушаниях, предусмотренных в пункте 6, ограничиваются аспектами, которые относятся к возражению.

8. Чтобы быть в состоянии определить свою юрисдикцию на предварительной стадии производства, Суд может во всех необходимых случаях предлагать сторонам аргументировать все правовые и фактические основания и предъявить все доказательства, которые имеют значение для рассматриваемого вопроса.

9. После заслушания сторон Суд отдает распоряжение, которое оформляется в виде решения и в котором он либо принимает возражение, либо отклоняет его, либо объявляет его не носящим, в силу обстоятельств дела, сугубо предварительного характера. Если Суд отклоняет возражение или объявляет его не носящим сугубо предварительного характера, он устанавливает сроки для дальнейшего производства.

10. Суд обращает к исполнению любую договоренность между сторонами о том, чтобы возражение, представленное согласно пункту 1 настоящей статьи, было заслушано и разрешено в рамках рассмотрения дела по существу.

Подраздел 3. Встречные требования

Статья 80

1. Суд может принимать к рассмотрению встречное требование лишь в том случае, если оно подпадает под юрисдикцию Суда и непосредственно связано с предметом требования другой стороны.

2. Встречное требование излагается в контрмеморандуме и оформляется как часть заявляемых там позиций. Невзирая на какое-либо распоряжение, отданное Судом в соответствии с пунктом 2 статьи 45 настоящего Регламента по поводу подачи дальнейших состязательных бумаг, за другой стороной сохраняется право представить в письменном виде свои мнения относительно встречного требования, оформив это дополнительной состязательной бумагой.

3. В том случае, когда выдвигается возражение против применения пункта 1, или всякий раз, когда Суд сочтет это необходимым, Суд отдает свое распоряжение относительно этого возражения после заслушания сторон.

Подраздел 4 . Вступление в дело

Статья 81

1. Заявление о разрешении вступить в дело согласно положениям статьи 62 Статута, подписанное в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 38 настоящего Регламента, подается как можно раньше, причем не позднее закрытия письменного производства. При этом в исключительных обстоятельствах может допускаться заявление, представленное на более поздней стадии.

2. В заявлении указывается фамилия представителя. В нем называется дело, к которому оно относится, и излагаются:

a) интерес правового характера, который, как считает государство, ходатайствующее о вступлении в дело, может быть затронут распоряжением по этому делу;

b) точная цель вступления в дело;

с) любое основание для подсудности, которое объявляется существующим в отношениях между ходатайствующим государством и сторонами в деле.

3. Заявление содержит опись подтверждающих документов, причем эти документы приобщаются.

Статья 82

1. Государство, желающее воспользоваться правом на вступление в дело, предоставляемым ему статьей 63 Статута, подает на этот счет декларацию, подписываемую в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 38 настоящего Регламента. Такая декларация подается как можно раньше, причем не позднее даты, установленной для открытия устного производства. При этом в исключительных обстоятельствах может допускаться декларация, представленная на более поздней стадии.

2. В декларации указывается фамилия представителя. В ней называются дело и конвенция, к которым она относится, и содержатся:

a) сведения о том, на каком основании государство-декларант считает себя участником конвенции;

b) указание на конкретные положения конвенции, в отношении которых, по его мнению, возник вопрос о толковании;

c) изложение такого толкования этих положений, на котором оно настаивает;

d) опись подтверждающих документов, причем эти документы приобщаются.

3. Такая декларация может быть подана государством, считающим себя участником конвенции, в отношении которой возник вопрос о толковании, но не получившим извещения, упомянутого в статье 63 Статута.

Статья 83

1. Заверенные копии заявления о разрешении вступить в дело согласно статье 62 Статута или декларации о вступлении в дело согласно статье 63 Статута немедленно направляются сторонам в деле, которым предлагается представить свои письменные замечания в срок, устанавливаемый Судом или, если он не заседает, Председателем.

2. Секретарь Суда также препровождает копии:

a) Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;

b) членам Организации Объединенных Наций;

с) другим государствам, имеющим право доступа к Суду;

d) любым другим государствам, которым направлено извещение согласно статье 63 Статута.

Статья 84

1. Вопрос о том, удовлетворить ли заявление о разрешении вступить в дело согласно статье 62 Статута и допустимо ли вступление в дело согласно статье 63 Статута, разрешается Судом в приоритетном порядке, если только с учетом обстоятельств дела Суд не распорядится об ином.

2. Если в срок, установленный согласно статье 83 настоящего Регламента, подается возражение против заявления о разрешении вступить в дело или против приемлемости декларации о вступлении в дело, Суд, прежде чем разрешить вопрос, заслушивает государство, желающее вступить в дело, а также стороны.

Статья 85

1. Если удовлетворяется заявление о разрешении вступить в дело согласно статье 62 Статута, вступающее в дело государство снабжается копиями состязательных бумаг и приложенных документов и получает право представить в срок, устанавливаемый Судом, письменное заявление. Устанавливается еще один срок, в который стороны могут, при желании, представить перед устным производством свои письменные замечания относительно этого заявления. Если Суд не заседает, эти сроки устанавливаются Председателем.

2. Сроки, устанавливаемые в соответствии с предшествующим пунктом, должны, насколько возможно, совпадать с теми, которые уже установлены для состязательных документов по делу.

3. Вступившее в дело государство вправе представлять в ходе устного производства свои замечания по предмету вступления в дело.

Статья 86

1. Если допускается вступление в дело согласно статье 63 Статута, вступающее в дело государство снабжается копиями состязательных бумаг и приложенных документов и получает право представить в срок, устанавливаемый Судом или, если он не заседает, Председателем, свои письменные замечания по предмету вступления в дело.

2. Эти замечания сообщаются сторонам и любому другому государству, допущенному к вступлению в дело. Вступившее в дело государство вправе представлять в ходе устного производства свои замечания по предмету вступления в дело.

Подраздел 5. Обращение в Суд в особом случае

Статья 87

1. Когда в соответствии с действующими договором или конвенцией в Суде возбуждается спорное дело, касающееся вопроса, который был предметом разбирательства в каком-либо другом международном органе, применяются положения Статута и Регламента, регулирующие спорные дела.

2. В заявлении, которым возбуждается дело, указывается распоряжение или иной акт соответствующего международного органа, и к нему прилагается его копия; заявление содержит точное изложение возникших в связи с этим распоряжением или актом вопросов, которые составляют предмет спора, передаваемого на рассмотрение Суда.

Подраздел 6. Прекращение производства

Статья 88

1. Если в какой-либо момент до вынесения окончательного решения по существу дела стороны либо совместно, либо раздельно уведомляют Суд в письменном виде о том, что договорились прекратить дело, Суд выносит постановление, в котором фиксируется прекращение производства и предписывается удалить дело из списка.

2. Если стороны договорились прекратить дело вследствие достигнутого урегулирования спора, Суд может, при их желании, зафиксировать этот факт в постановлении об удалении дела из списка либо указать условия данного урегулирования в этом постановлении или в приложении к нему.

3. Если Суд не заседает, любое постановление, предусмотренное настоящей статьей, может быть вынесено Председателем.

Статья 89

1. Если в ходе производства по делу, возбужденному заявлением, заявитель письменно уведомляет Суд, что отказывается от продолжения дела, и если на дату поступления этого уведомления в Секретариат ответчик еще не совершил никаких процессуальных действий, то Суд выносит постановление, в котором официально фиксируется прекращение производства и предписывается удалить дело из списка. Копия этого постановления посылается Секретарем ответчику.

2. Если к тому моменту, как поступает уведомление о прекращении дела, ответчик уже совершил какое-либо процессуальное действие, то Суд устанавливает срок, в который ответчик может заявить, возражает ли он против прекращения производства. Если до истечения этого срока никаких возражений не заявлено, презюмируется согласие, а Суд выносит постановление, в котором официально фиксируется прекращение производства и предписывается удалить дело из списка. Если заявляется возражение, производство продолжается.

3. Если Суд не заседает, его полномочия, предусмотренные настоящей статьей, могут осуществляться Председателем.

Раздел Е. Производство в камерах

Статья 90

Производство в камерах, упомянутых в статьях 26 и 29 Статута, регулируется — с соблюдением положений Статута и настоящего Регламента, конкретно касающихся камер,— положениями частей I–III настоящего Регламента, применимыми к спорным делам, которые находятся в производстве Суда.

Статья 91

1. Когда имеется пожелание, чтобы дело разбиралось одной из камер, образованных в соответствии с пунктом 1 статьи 26 или статьей 29 Статута, ходатайство на этот счет либо заявляется в документе, которым возбуждается дело, либо сопровождает его. Это ходатайство удовлетворяется в случае взаимного согласия сторон.

2. По поступлении этого ходатайства в Секретариат Председатель Суда сообщает о нем членам соответствующей камеры. Он принимает меры, которые могут быть необходимы для исполнения положений пункта 4 статьи 31 Статута.

3. Председатель Суда созывает камеру в ближайшую дату, соответствующую процессуальным требованиям.

Статья 92

1. Письменное производство по делу, рассматриваемому в камере, состоит из представления каждой стороной одной состязательной бумаги. По делу, возбужденному заявлением, состязательные бумаги сдаются в сроки, следующие друг за другом. По делу, возбужденному нотификацией о специальном соглашении, состязательные бумаги сдаются в одни и те же сроки, если стороны не договорились о сдаче своих бумаг друг за другом. Сроки, о которых говорится в настоящем пункте, устанавливаются Судом или, если он не заседает, Председателем в консультации с соответствующей камерой, если она уже образована.

2. Камера может разрешить или предписать подачу дальнейших состязательных бумаг, если стороны на это согласны или если камера по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон решит, что такие бумаги необходимы.

3. Устное производство осуществляется за исключением случаев, когда стороны договариваются об отказе от него и камера на это согласна. Даже когда устное производство не осуществляется, камера может предложить сторонам представить сведения или дать объяснения в устном порядке.

Статья 93

Решения, постановленные камерой, оглашаются в открытом заседании этой камеры.

Раздел F. Решения, толкование и пересмотр

Подраздел 1. Решения

Статья 94

1. Когда Суд завершил свои совещания и принял свое решение, стороны уведомляются о дате его предстоящего оглашения.

2. Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязательную силу для сторон со дня его оглашения.

Статья 95

1. В решении указывается, кем оно постановлено: Судом или камерой,— и приводятся:

дата его оглашения;

фамилии участвовавших в нем судей;

наименования сторон;

фамилии представителей, поверенных и адвокатов сторон;

краткое изложение разбирательства;

заявленные сторонами позиции;

фактические обстоятельства;

правовые соображения;

резолютивная часть;

распоряжение относительно издержек, если таковое имеется;

число и фамилии судей, составивших большинство;

указание, какой текст решения имеет преимущественную силу.

2. Любой судья может, при желании, приобщить к решению свое индивидуальное мнение как при несогласии, так и при согласии с мнением большинства; судья, который желает зафиксировать свое согласие или несогласие без указания мотивов, может сделать это в форме заявления. То же относится и к выносимым Судом постановлениям.

3. Один экземпляр решения, должным образом подписанный и скрепленный печатью, помещается в архив Суда, а еще по одному препровождается каждой из сторон. Копии направляются Секретарем Суда:

a) Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;

b) членам Организации Объединенных Наций;

с) другим государствам, имеющим право доступа к Суду.

Статья 96

Когда в силу достигнутой между сторонами договоренности письменное и устное производство велось на одном из двух официальных языков Суда, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Статута решение должно быть вынесено на этом языке, причем текст решения на этом языке имеет преимущественную силу.

Статья 97

Если Суд, руководствуясь статьей 64 Статута, распорядится, что издержки одной стороны должны быть полностью или частично оплачены другой стороной, он может вынести постановление об обращении этого распоряжения к исполнению.

Подраздел 2. Просьбы о толковании или пересмотре решения

Статья 98

1. В случае спора относительно смысла или объема решения любая сторона может обратиться с просьбой о его толковании, независимо от того, было ли дело изначально возбуждено заявлением или нотификацией о специальном соглашении.

2. Просьба о толковании решения может быть оформлена либо заявлением, либо нотификацией о специальном соглашении между сторонами по данному поводу; в ней указывается, в каком именно аспекте (аспектах) оспаривается смысл или объем решения.

3. Если просьба о толковании оформлена заявлением, в нем излагаются утверждения запрашивающей стороны, а другая сторона вправе подать письменные замечания по нему в срок, установленный Судом или, если он не заседает, Председателем.

4. Независимо от того, подается ли просьба заявлением или нотификацией о специальном соглашении, Суд может, при необходимости, дать сторонам возможность представить дальнейшие письменные или устные объяснения.

Статъя 99

1. Просьба о пересмотре решения оформляется заявлением, в котором приводятся данные, необходимые для того, чтобы показать выполненность условий, оговоренных в статье 61 Статута. К заявлению прилагаются любые подтверждающие его документы.

2. Другая сторона вправе подать в срок, установленный Судом или, если он не заседает, Председателем, письменные замечания относительно приемлемости заявления. Эти замечания сообщаются стороне, подавшей заявление.

3. Прежде чем вынести свое решение относительно приемлемости заявления, Суд может дать сторонам дополнительную возможность изложить свои мнения по нему.

4. Если Суд находит заявление приемлемым, он устанавливает сроки для такого дальнейшего производства по существу заявления, какое он, выяснив мнения сторон, считает необходимым.

5. Если Суд решает обусловить возможность производства по пересмотру дела предварительным выполнением решения, он выносит соответствующее постановление.

Статья 100

1. Если решение, подлежащее пересмотру или толкованию, постановил Суд, просьбой о его пересмотре или толковании занимается Суд. Если решение постановила камера, просьбой о его пересмотре или толковании занимается эта камера.

2. Распоряжение Суда или камеры относительно просьбы о толковании или пересмотре решения само оформляется в виде решения.

Раздел G. Изменения, предлагаемые сторонами

Статья 101

Стороны в деле могут совместно предложить внести в правила, содержащиеся в настоящей части (за исключением статей с 93-й по 97-ю включительно), отдельные изменения или добавления, которые могут применяться Судом или камерой, если Суд или камера считает их уместными с учетом обстоятельств дела.

Часть IV: Консультативное производство

Статья 102

1. При осуществлении своих консультативных функций на основании статьи 65 Статута Суд применяет, наряду с положениями статьи 96 Устава и главы IV Статута, положения настоящей части Регламента.

2. Суд также руководствуется положениями Статута и настоящего Регламента, распространяющимися на спорные дела, в той мере, в какой он признаёт их применимыми. Для этого он исследует прежде всего, не относится ли просьба о консультативном заключении к юридическому вопросу, не разрешенному на данный момент в отношениях между двумя и более государствами.

3. Когда консультативное заключение запрашивается по юридическому вопросу, не разрешенному на данный момент в отношениях между двумя и более государствами, применяется статья 31 Статута, а также положения настоящего Регламента, касающиеся применения этой статьи.

Статья 103

Когда орган, уполномоченный Уставом Организации Объединенных Наций или согласно ему запрашивать консультативное заключение, извещает Суд, что его просьба нуждается в срочном ответе, или когда Суд находит, что желательным был бы скорейший ответ, Суд принимает все необходимые меры к ускорению процедуры и собирается как можно раньше, чтобы провести слушание и совещание по данной просьбе.

Статья 104

Все просьбы о консультативных заключениях препровождаются Суду Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций или, в зависимости от ситуации, главным административным должностным лицом органа, уполномоченного запрашивать такое заключение. Документы, указанные в пункте 2 статьи 65 Статута, препровождаются Суду одновременно с просьбой или как можно раньше после нее в затребованном Секретариатом количестве экземпляров.

Статья 105

1. Представляемые Суду письменные доклады направляются Секретарем любым государствам и организациям, которые представили такие доклады.

2. Суд или, если он не заседает, Председатель:

a) определяет, в какой форме и в каком объеме принимать замечания, разрешенные пунктом 4 статьи 66 Статута, и устанавливает срок для представления таких замечаний в письменном виде;

b) решает, не следует ли осуществить устное производство, в ходе которого Суду могут быть представлены доклады и замечания на основании положений статьи 66 Статута, и устанавливает дату открытия такого устного производства.

Статья 106

Суд или, если он не заседает, Председатель может распорядиться о том, чтобы при открытии или после открытия устного производства письменные доклады и приложенные документы стали доступны для публики. Если просьба о консультативном заключении относится к юридическому вопросу, не разрешенному на данный момент в отношениях между двумя и более государствами, сначала выясняются мнения этих государств.

Статья 107

1. После того как Суд завершил свои совещания и принял свое консультативное заключение, оно оглашается в открытом заседании Суда.

2. В консультативном заключении приводятся:

дата его вынесения;

фамилии участвовавших судей;

краткое изложение разбирательства;

фактические обстоятельства;

правовые соображения;

ответ на поставленный Суду вопрос;

число и фамилии судей, составивших большинство;

указание, какой текст заключения имеет преимущественную силу.

3. Любой судья может, при желании, приобщить к консультативному заключению Суда свое индивидуальное мнение как при несогласии, так и при согласии с мнением большинства; судья, который желает зафиксировать свое согласие или несогласие без указания мотивов, может сделать это в форме заявления.

Статья 108

Секретарь Суда извещает Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а в подходящих случаях — главное административное должностное лицо органа, который запросил консультативное заключение, о дате и времени, установленных для проведения открытого судебного заседания, в котором будет оглашено заключение. Кроме того, он извещает представителей членов Организации Объединенных Наций, а также других государств, специализированных учреждений и публичных международных организаций, являющихся непосредственно заинтересованными.

Статья 109

Один экземпляр консультативного заключения, должным образом подписанный и скрепленный печатью, помещается в архив Суда, еще один посылается Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, а третий в подходящих случаях направляется главному административному должностному лицу органа, который запросил заключение Суда. Копии направляются Секретарем Суда членам Организации Объединенных Наций, а также любым другим государствам, специализированным учреждениям и публичным международным организациям, являющимся непосредственно заинтересованными.

 

(Подпись) Розалин Хиггинс

Председатель

(Подпись) Ф. Куврёр

Секретарь